На главную

Слово пастыря

 

Слово пастыря 1

 Зачем мы молимся за усопших?

 Дорогие братья и сестры!

Сегодня день поминовения усопших, Дмитриевская родительская суббота, которая установлена Святой Церковью с 1380 года в память о воинах, погибших на Куликовом поле. Со временем в Дмитриевскую субботу стали поминать всех на поле брани убиенных, а так же всех от века почивших православных христиан.

«Об усопших молись так, как будто бы твоя душа находилась в аду, в пламени, и ты сам мучился, чувствуй их муки своим сердцем и пламенно-пламенно молись об упокоении их в месте светле и злачне, в месте прохладне. »(святой праведный Иоанн Кронштадский). «Но зачем молиться об усопших?» - могут спросить те, кто еще далек от основ православной веры. Давайте разберёмся.

Всякий верующий во Христа человек знает о существовании иного, вечного, не материального мира, что жизнь на этой земле дана нам, прежде всего для подготовки к входу в этот мир, для стяжания  вечной жизни. Но, только находясь в примирении с Богом и с ближними, прикладывая максимум усилий к исполнению заповедей Божьих можно войти в Царство Небесное. Без духовного преображения, чистоты сердечной для нас нет спасения.

После смерти, представ пред престолом Божьим, мы уже не будем иметь возможности исправиться. Время, данное на покаяние, закончится, придется отвечать за свои поступки. «В чем застану, в том и сужу» - говорит Господь. Особенно страшны эти слова тем, кто умер внезапной смертью.

Но в то же время  Господь не только Праведный Судия, но и Милосердный Отец. Желая каждому человеку спасения, Он даровал нам живущим в этом мире возможность молитвы за души умерших. Благодаря такой молитве усопшие, каявшиеся при жизни, но не успевшие в полной мере стяжать очищение, могут надеяться на спасение. Молясь за ушедших от нас,  прося Господа простить им грехи, мы вымаливаем ещё и себя. Сами очищаемся духовно и, таким образом, сподобляемся возможности входа в Царствие Небесное. Но бесплодна молитва, которая истекает из не очищенного, отягощенного многими неправедными деяниями сердца. Поэтому, очень важно исповедоваться и причащаться, дабы Господь, посредством этих двух таинств, посетил Своею Благодатью душу и даровал чистую молитву.

В день родительской субботы хорошо придти в храм, заказать панихиду, поставить свечу. Благочестивой традицией является посещение кладбища. Можно взять с собой икону Спасителя и затеплить перед ней свечу. Также можно прочитать особые молитвы о упокоении,  находящиеся в Православном молитвослове или даже пригласить священника, чтобы он отслужил панихиду. Но совсем неправильно поминать усопшего горячительными напитками, т.е. устраивать на могиле некое подобие языческой тризны.

Дай нам Бог жить так, чтобы не страшно было умереть, а по смерти обрести тех, кто на этой земле молился бы за наши грешные души.

 священник Василий Авилов,

настоятель Михайло-Архангельской

церкви д. Путилково.

Слово пастыря 2

 Смерть близкого человека для многих из нас является серьёзным жизненным испытанием. Но для верующего человека оно проходит наименее болезненно. Как можно отчаиваться, если смерть есть переход в иной, духовный мир, где уже «нет болезни, печали, но жизнь бесконечная»? Место отчаяния должна занять теплая молитва за усопшего, дабы Господь сподобил его Царства Небесного. Но такая твёрдая непоколебимая вера есть дар Божий, который получает верующий в процессе очищения своей души через покаяние и участие в церковных таинствах.

  К сожалению, чаще всего люди приходят в храм только после серьезных ударов судьбы. При относительном же благополучии, охотно поддаваясь всевозможным мирским искушениям, о Боге не вспоминают. Да и в безвыходных ситуациях также не спешат за помощью к Богу. Обычно пытаются разрешить проблему своими силами, и только разуверившись в возможности самим повлиять на исход дела, осознают, что ничто земное помочь им не может. Слава Богу, что Анна пришла в храм! Некоторые ищут помощи у разных экстрасенсов, бабушек ведуний и т.п. людей исповедующих околохристианские, а попросту оккультные учения. Результатами их помощи, даже если вначале чувствовалось некоторое, к сожалению, только кажущееся облегчение, являются всевозможные психические заболевания, духовные расстройства, физические болезни. Помочь может только Господь. Эти же люди, могу сказать от лица всей Церкви, хотя и маскируются православной атрибутикой, используют не Божественную силу.

В конце концов, прозрев большинство людей приходит в Церковь, но, оказавшись там со своими жизненными неразрешенными проблемами, несчастьем, горем, ждут, что помощь придет сразу, без усилия, что достаточно приложиться к иконе, поставить свечу, заказать молебен, и всё сразу изменится, на душе полегчает, проблема рассосется. Это ошибка, непонимание духовных законов.

 Не бывает такого, чтобы горе свалилось на человека ни за что, просто так. Всегда на то есть причина. Возможно, она кроется в далеком прошлом, но она есть! Приведу простой пример. У человека разрушилась семья, жена сама была инициатором и старалась как можно быстрее разойтись, хотя со стороны мужа наоборот прилагались серьёзные усилия к сохранению семьи. С точки зрения мужа, он страдающая сторона (о несходстве характеров речи здесь не идет, до этого момента они жили счастливо 20 лет). На исповеди вскрылось, что у человека имела место быть частая измена своей жене. Никто не знал об этом. Со временем измены прекратились, но душа уже была осквернена смертным грехом, и в семье как следствие начался процесс разрушения. В каждом случае всегда есть свои предпосылки-грехи, бывает, что корни проблемы прячутся даже в детских комплексах. Можно сравнить это с комом снега, начаться может  все с маленького снежка, а кончиться страшной лавиной.

 Наверное, некоторые захотят возразить, что, совершая поступок, не всегда знаешь, греховный он или нет. В евангелии есть такие слова Спасителя: «…раб, который знал и не сделал, биен будет сильно, а не знавший биен будет мало». Т. е. ему всё равно придется  отвечать. Кроме того, если человек не знает Божия закона, то обычный нравственный закон никто не отменял, и знают о нем все. Тем более у каждого есть совесть- голос Божий, который, если не заглушить его своими греховными поступками, всегда старается удержать нас от греха. Нужно понять простую истину. Между Богом и нами нет коммерческих отношений: я хорошо поступил- унаследовал вечную жизнь, плохо- вечные мучения. Это извращенное понятие. Грех есть состояние души. Согрешающий сначала оказывается внутренне готовым к преступлению. Душа его с каждым содеянным грехом всё сильнее духовно деградирует, все реже слышится голос совести, соответственно и преступления становятся все тяжелее и тяжелее.

Человек рождается чистым от греха, но со временем духовная чистота заменяется в нем  худыми помыслами, желаниями, а затем и действиями. Не последнюю роль здесь играет система воспитания. Иногда на исповеди от пожилых людей приходится слышать: «Когда мы воспитывали своего сына, вкладывали в него только хорошее, а он теперь пьет, руку на нас поднимает». «Как же - спрашиваю - вы это хорошее в него вкладывали? Каким образом вразумляли?» «Если не слушался, били». А ведь если родитель бьет ребенка, он тем самым  доказывает свою слабость как воспитателя, признается в том, что других способов воздействия на собственное чадо у него нет. Если же во время так называемого вразумления, физического наказания ребенка, мы испытываем злость, раздражение, и, не дай Бог, ненависть, можно быть уверенным, в дальнейшем при конфликтных ситуациях ни смирения, ни уважения к нам как к родителям ребенок испытывать не будет. В глазах ребенка теряется значимость родителей.

Бывает, что уже в двух летнем возрасте, ребенок, который говорить-то толком не научился, бьет свою мать, требует: «Купи! Дай! Хочу!»  Еще не осознав себя как личность, человек  проявляет агрессию по отношению к своей матери. Уже с такого возраста может начаться процесс духовной деградации. Дальнейшее развитие личности можно сравнить с состояние оконного стекла. Со временем оно настолько тускнеет и загрязняется, что солнечный свет, благодать Божия, не может освятить внутреннее пространство души. И чем дальше откладывать уборку, тем сложнее и болезненнее будет процесс очищения. Кроме того, чем больше человек грешит, тем сложнее ему это осознать. Собственно по этому люди часто не понимают, почему с ними произошло то или иное несчастье.

Вернемся к вопросу р.Б. Анны: «Что делать, с чего начать?» Многие, придя в храм,  ограничиваются прикладыванием к иконам, покупкой свечей, подачей записок, считая, что в этом и заключается духовная жизнь православного христианина. Но Господь ждет от нас, прежде всего не пожертвований в храм, не исполнения внешних обычаев, но искреннего внутреннего обращения к Нему. Совершая грехи человек, направляет свой великий дар Божий - свободную волю к злу, т.е. добровольно избирает путь, ведущий в противоположную сторону от Бога. Сам отвергает от себя Его помощь. По этому от христианина требуется, прежде всего, покаяние, искреннее сокрушение в своих преступлениях.

Вы побоялись подойти к священнику на исповедь? С каждым это случается. Может быть, вам нужно придти в другой день и подойти к другому священнику, молодому или наоборот постарше, к которому будет расположено ваше сердце? Начать исповедь можно не с откровений, а просто побеседовать с батюшкой как с богословом или с психологом. Кроме того, существуют разные способы переступить эту грань, раскрыть душу на первой в жизни исповеди. Например, есть такая книжечка «Тайна построения исповеди» арх. Иоанна Крестьянкина, она поможет вам осознать свои грехи. Если тяжело пересказывать свои грехи, можно их написать на бумаге. Отдайте такую хартию священнику, он прочтёт её сам. Главное видеть свои грехи и осознавать, что все наши жизненные проблемы произошли вследствие каких-то наших же давних преступлений закона Божия.

Некоторые молятся дома, каются перед иконами и считают такое покаяние вполне достаточным. Покаяние- это длительный процесс, в котором участвуют и душа и тело. Сначала христианин кается перед иконами, как бы подготавливается к таинству исповеди, а потом уже приходит к священнику и уже здесь получает полное разрешение от грехов.

Разве так сложно придти хотя бы раз в месяц на исповедь? Какие причины могут удерживать? Если человек принципиально не хочет исповедоваться, значит, ему страшно в чём-то признаться. Идти на исповедь нужно всем. Это не люди придумали, но Сам Господь заповедал нам, Сам установил это таинство.

Вера- это не абстрактное понятие. Вера- это уверенность в существовании духовного мира. Раньше люди не знали, из чего состоит материя, не знали, из чего состоит атом, но незнание не ограждало их от действия радиации. Так и здесь. Мы можем не признавать существование духовного мира, но всё равно неисполнение законов его будет пагубно влиять на наши души.

Как сказал один христианский философ Тертуллиан, душа по природе христианка, её влечение к Богу - естественное влечение. Видеть свет – тоже естественная возможность человека. Но если он слеп от рождения, как ему объяснить что такое солнце? Но если со слепотой физической бороться практически невозможно, то со слепотой духовной необходимо. Из-за неё человек может погубить свою душу и навсегда лишиться Вечной жизни.

И скажу в заключение: всем нам важно помнить, что не Господь не пускает нас, а мы сами, оскверняя свою душу грехами, возбраняем себе вход в Царство Небесное.  

священник Василий Авилов,

настоятель Михайло-Архангельской

церкви д. Путилково.  

Слово пастыря 3

Вопрос о желании узнать будущее

Действительно человечество всегда мечтало заглянуть в будущее. Правда, мало кто задумывался, а полезно ли это?  Бывают жизненные ситуации, когда от возможности предугадать будущее зависит жизнь человека. Здесь бесспорно вопрос о полезности знания будущего не стоит. Если же речь идёт о судьбе человека, о жизненных личных проблемах однозначно ответить что это полезно нельзя. Во первых: Узнав будущее, человек, скорее всего, захочет его изменить, что может привести к необратимым последствием в судьбе. Во вторых: По учению Святой Церкви ни что в это мире не предопределено. В жизни каждый из нас постоянно оказывается перед выбором: как поступить, что предпринять, каждый раз мы оказываемся перед выбором между добром и злом. Господь, существующий над временем, знает, что будет, но для нас, в черте времени ничего не предопределено. Дабы не нарушить будущее каждого из нас, Господь очень редко открывает его. Знанием будущего мы можем себе испортить всю жизнь. Благодаря нашим действиям, могут возникнуть необратимые последствия. Простой пример: некий человек не мог найти себе спутницу жизни, долго мучился и, наконец, уже в зрелом возрасте нашел свое счастье. Благодаря своим мучениям он как бы подготовился, духовно возрос, что бы не упустить свою суженую. Теперь представим ситуацию, что он  предупрежден. Внутренней работы нет, страдания не очищают душу, человек просто ждет, и в конце концов он просто не готов распознать своё счастье. Знание будущего опасно, поэтому Господь его редко открывает.

Ответ 2 о гадании в Крещение

Ксожалению, так исторически сложилось, что при принятии христианства, наши языческие предки были на невысоком уровне развития. Им не всегда хватало знаний и духовного опыта, чтобы принять столь высокую философию православия и полностью забыть свои вековые привычки. Церковь всегда боролась со всевозможными суевериями, но и до сих пор некоторые языческие моменты встречаются у маловерующих людей.

Гадание, пусть даже приуроченное к Крещению – дань язычеству. Кстати пользы от него никакой. Господь через гадание (по любой системе) будущее никогда не открывает. Единственное на что можно надеяться гадалкам, на то как демоны смоделируют и попытаются предположить будущее. Сами понимаете, что без Бога это все будет  попадание пальцем в небо. Да и грех это православному заниматься языческими требами.

Кстати перед выборами на страницах некоторых газет астрологи (астрология, не путать с астрономией, предполагает зависимость судеб от движения небесных тел и, соответственно, предопределение – тоже язычество) обещали победу СПС.

Ответ 3 о физическом и духовном влиянии космоса

Это уже из области науки. Известно, например, что вспышки на солнце влияют на самочувствие людей. Положение Луны влияет еще и на воду – те же морские приливы и  отливы. Важно отличать духовное от материального. Если есть физическое обоснование какого то явления, физический закон, действующий в том или ином случае – это явление материальное. Если же человеку говорят: «Звезды сошлись, вы попадете в аварию», это, извините, какая-то чепуха. Как небесные светила могут повлиять на судьбу? Физическими законами не докажешь. А с духовной точки зрения, не могут звезды лишить меня дарованной мне Господом свободы выбора. Кстати астрологи при своих вычислениях пользуются устаревшими календарями уже с не соответствующими нынешнему времени положениями небесных светил.

Ответ 4 о влиянии знаков зодиака на характер ребенка

Характер ребенка зависит не от созвездия, а от характера родителей, среды его обитания и системы воспитания. Если поверим астрологам, то неизбежно должны будем придти к мысли, что существует предопределение, а посему пытаться хоть что-то изменить в этой жизни бессмысленно. Т. е. в конечном итоге мы возведем хулу на Самого Бога – получается, что одних людей Господь сотворил для спасения, а другим предопределено вечно мучиться. И все это из-за нескольких звездочек.

Ответ 5 о возможности обращения к колдунам и т. п. личностям

Конечно нельзя. Существует два типа людей, которые этим занимаются: шарлатаны, владеющие кое какими азами психического воздействия на человека и использующие людские страдания для наживы, и те, кто действительно осознано или не совсем продал душу Диаволу, и с его помощью пытаются делать вид, что помогают.

Например: «Верну любимого!» Как же это у них получится? Любовь чувство свободное, любить из под палки невозможно. При таком подходе к проблеме из вашего любимого может получиться только зомби. Люди, опомнитесь! Неужто человек это компьютер, вставил одну программу так работает, другой диск, по-другому, и никакой своей воли, никакой свободы выбора? Такие предложения могут исходить только от служителей тьмы.

Ответ 6 приходили ли на исповедь прошедшие через колдунов люди

Конечно, приходили. Ни у одного человека не было положительного результата. И ничего удивительного тут нет. Такова система. Демоны посредством всевозможных грехов стараются создать для человека такую ситуацию, что бы он сам добровольно открыл душу свою тому, кто служит им. Далее следует некоторое облегчение (это или самовнушение  или  демонические силы делают уловку отступления), а затем наступает резкое ухудшение, правда переносить его будет гораздо тяжелее, т.к. душа становится особенно подвластна демонам. Избавиться от этого можно только через таинство покаяния

Ответ 7 понятие «сглаз», «порча».

Таких понятий для православного вообще не существует. А вот воздействий демонических сил есть. Колдуны, ворожеи могут читать заклинания, которые являются не чем иным  как молитвами демонам, пытаться человеку «сделать», но по сути это все это дьявольское нападение, которое легко отгоняется искренним покаянием во грехах, молитвой и причастием.

А как же сейчас продают всякие амулеты и т.п.

Ещё раз повторяю- заговоры и заклинания суть антихристианская атрибутика.

Вставляют в косяки иголки для защиты от  демонов

Как можно с помощью иголки защититься от демонов? Бесы нематериальны, они просачиваются сквозь стены, для них не преграда закрытое окно! Ни огонь (ох как многие любят обходить жилище со свечей), ни иголки, ни соль, ни тому подобное не защитят вас от духов. Это самообман. Покаянная молитва, крестное знамение, вот истинное оружие, проверенное на практике.

Часто говорят о важности соблюдении некоторых суеверий

Говорят! И делают. Только вот толку.…  Надо просто определиться  - кто мы? Православные? Тогда берём святую воду и с молитвой окропляем жилище, или приглашаем священника для освящения квартиры. Язычники? Пожалуйста, обходите со свечами, сыпьте соль, втыкайте иглы, только потом не ропщите на Бога, что он вас оставил. Не Он вас, а вы Его.

По поводу креста найденного на земле

Представьте себе, что вы увидели в грязи валяющуюся фотографию любимого вами человека. Неужели вы оставите её лежать и дальше на попрание прохожих, неужели вас будет смущать тот факт, что утеряна она кем-то неблагочестивым?

Как же может истинно верующий человек пройти мимо изображения Того кто его спас? И не просто изображения, а креста  орудия смерти Христа, и оружия нашего спасения. Поистине только ради богохульства можно было придумать такое. Древние говорили, что не мы носим крест, а он нас носит! И никакие чужие грехи на нас не перейдут.

В заключении хотелось бы  подвести итог. Ни астрология, ни иные способы гадания не смогут открыть нам будущее, будущее зависит только от нас от чистоты наших сердец и помыслов, от нашего покаяния и веры и ничего не может быть предопределено.

 

 священник Василий Авилов,

настоятель Михайло-Архангельской

церкви д. Путилково.